Журнал «Дагестан» » Культура » Весь этот Чох

Весь этот Чох

Чох — один из старейших  аулов Дагестана, расположенный в Гунибском районе, имеет долгую и насыщенную событиями историю. Он появляется в произведениях изобразительного искусства в сер. XIX в., в связи с событиями Кавказской войны. В этот период создаются отдельные работы, где фигурирует название этого селения. 


Весь этот Чох

Например, картина И. Ф. Александровского «Русский лагерь под Гунибом» (1857), находящаяся в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой и имеющая второе название «Лагерь на горе Турчи-Даг, при осаде крепости Чох в 1849 году» (1857); или «Гуниб-Даг с юго-восточной стороны, взятый штурмом 25 августа 1859 г. и укрепление Чох, сдавшееся русским войскам 27 июля 1859 г.» — рисунок с натуры при  подошве Турчи-Дага, сделанный В. Тиммом в 1849 г. и напечатанный в «Русском художественном листке». Эта гравюра особенно примечательна тем, что на ней, помимо самого Чоха, запечатлены типы горцев, в том числе и известный чохский лекарь БитIутав-Гаджи, или, как написал В. Ф. Тимм, Хаджи Потуло. 

«Русский художественный листок» издавался русским живописцем и рисовальщиком Василием Фёдоровичем Тиммом в течение 12 лет — с 1851 по 1862 год, в Петербурге, 3 раза в месяц. Темы, которые затрагивал «Русский художественный листок», были очень разнообразны: это и актуальные, важные события общественной жизни, в том числе и события кавказской и крымской войн, сцены из Петербургской жизни, портреты популярных личностей, портреты членов царской фамилии, известных деятелей культуры, репродукции с картин известных художников. Иллюстрации сопровождал краткий пояснительный лист. Важно отметить, именно пребывание на Кавказе вдохновило В. Ф. Тимма на создание «Русского художественного листка». 

Рисунки (литографии) печатались в два тона с очень лаконичным пояснительным текстом. Публиковались и собственные рисунки В. Ф. Тимма и других авторов, с которыми он сотрудничал: Айвазовского, Соколова и др. В 1862 году из-за болезни глаз В. Ф. Тимм прекращает это издание.  

Но справедливости ради, надо сказать, что настоящая история, связанная с изображением Чоха в произведениях живописи и графики начинается в XX веке.  Особенное место в истории не только этого селения, но и всего дагестанского изобразительного искусства занимает  Х.-Б. Мусаев — первый дагестанский художник (1897–1949), сын наиба из Чоха. 

Несмотря на религиозное образование, Халил-Бек первым в Дагестане захотел стать художником. Окончил Саратовское художественное училище имени Боголюбова, а затем — в 1911–1912 годах — учился в Тифлисе, в школе общества поощрения изящных искусств, в 1913 году продолжил образование в Академии художеств в Мюнхене. В 1914 году, в связи с началом I Мировой войны, художник был депортирован на родину, в Дагестан, где проживал с 1914 по 1921 год, занимаясь любимым делом. С 1917 года он преподавал живопись в реальном училище в Темир-Хан Шуре и работал художником-оформителем в типографии известного предпринимателя — тоже выходца из Чоха — М. Мавраева, открывшего первую в Дагестане типографию. 

В 1921 году Халил-Бек уехал продолжать образование в Мюнхен и не вернулся на родину. В Германии он  получил признание как превосходный художник и, прежде всего, как портретист. Но тема Дагестана и за пределами родной земли осталась для него главной. Он написал автобиографическую повесть «Страна последних рыцарей», которая в 1936 году была издана в Германии, а в 1999 году переведена на русский язык и издана в Дагестане. В советские годы имя Халил-Бека Мусаева было под запретом, и только в 1990-е годы, в связи с перестройкой, о всемирно известном художнике-дагестанце Мусаеве стало возможно говорить открыто. Умер Халил-Бек в 1949 году.




Дагестанский период творчества Х.-Б. Мусаева (1914–1921) в коллекции музея представлен сравнительно небольшой группой произведений, большая часть из которых выполнена в Чохе. Это портреты односельчан и родственников Халил-Бека. Эти работы в экспозиции выставки дополняет жанровая сцена «Гвай», написанная Х.-Б. Мусаевым в 1934 году. С большой долей уверенности можно предположить, что она задумывалась как иллюстрация к книге «Страна последних рыцарей», в которой он  описывал этот народный обычай. Впервые на этой выставке мы представляем рисунки Халил-Бека из частной коллекции, выполненные в Чохе в 1915 году. В 1921 году в Чохе побывал и другой известный дагестанский художник, друживший с   Х.-Б. Мусаевым — М. Джемал, также выполнивший там ряд акварелей. 




В 1920-е годы начинается активное художественное изучение Дагестана. В республику, осуществляя очень популярные в те годы этнографические экспедиции,  активно приезжают художники. Первыми из них в 1924 году были ставропольские художники Д. С. Фёдоров, В. С. Шлепнев, Ф. М. Черноусенко. Большая часть их наследия, связанная с Дагестаном, находится в Ставропольском государственном краеведческом музее им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. 

Среди этих работ есть несколько очень интересных, посвящённых Чоху: «Усадьба в ауле Чох» (1925) Д. С. Фёдорова и «Детский головной убор. Аул Чох. Дагестан» (1924) Ф. М. Черноусенко. Особенно следует выделить работу Д. С. Фёдорова. Это единственное изображение детского головного убора (выполненное с натуры), подобный которому бытовал в Дагестане. Недавно схожий убор появился в собрании ДМИИ им. П.С. Гамзатовой. На выставке представлены копии этих работ, любезно предоставленные нам Ставропольским государственным краеведческим музеем им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. 

Небольшая группа произведений этих авторов, связанных с Дагестаном, в том числе и с Чохом, есть и в собрании нашего музея. Это две картины Фёдорова «Часть аула Чох», вид на Чох Фёдорова  («Чох») и работа  Шлепнева с тем же названием «Часть аула Чох», а также акварели Ф. М. Черноусенко 

«Девушка из Чоха» (1924). Сохранились воспоминания Ф. М. Черноусенко  о прибытии художников в Гунибский район. Он пишет, что, пока они поднимались на гору Гимры, их окутывали облака, но когда неожиданно ветер разогнал толщу облаков, перед ними открылась «поразительная, чарующая картина-панорама на далёкие долины и горы, залитые заходящим солнцем. < > мы просто обезумели от <…> и радости, от красоты божественного величия природы». 

Неоднократно в Дагестане бывал выдающийся российский художник Е. Е. Лансере. В 1917–1919 годах он прожил в Дагестане несколько лет, затем переехал в Тифлис, где преподавал в Закавказской академии художеств. Но с удовольствием приезжал в Дагестан в этнографические экспедиции. Большую экспедицию осуществил он в 1925 году вместе со своим учеником, дагестанским художником М.-А. Джемалом — тогда они посетили многие аулы Дагестана. По датировкам на работах мы даже можем проследить их путь. По ним видно, что 27.07.1925  Е. Е. Лансере находится в Гунибе («Вид из Гуниба на юг» (27.07), «Турчи-Даг и под ним Чох» (28.05); а 30.08.1925 г. он посетил Чох, где нарисовал графический портрет «Женщина с ребёнком (Чох)». Тридцатого августа Е. Е. Лансере возвращается в Гуниб, где вновь пишет вид на Чох — «Гуниб. Дорога на Чох». Интересен выразительный портрет Шахназаровой, ученицы Е. Лансере по Темир-Хан-Шуринской гимназии, выполненный в сентябре 1925 года. 






Ещё одно очень значительное имя в истории изобразительного искусства Дагестана — Лаков Николай Андреевич, выдающийся российский художник, неоднократно бывавший в Дагестане в 1930-е годы, а в 1958 году ставший главным художником ансамбля «Лезгинка». Кисти Лакова принадлежит серия произведений, посвящённых Дагестану: «Рыбные промыслы», «Гергебильстрой» (1930–1935), «Поездки по колхозам Дагестана» (1928–1939), «Сулакстрой» (1935). Сохранилась достаточно большая группа его графических работ, посвящённых Чоху. Это, прежде всего, 14 мужских портретов, некоторые из которых датированы 1930–1931 гг. и один «Портрет старухи из Чохской коммуны» (1930)

К   сожалению, работ, запечатлевших само селение Чох, очень мало. Сохранилась лишь жанровая сцена сбора кукурузы с надписью «Чохская коммуна» (в частной коллекции) и прекрасный пейзаж Н. А. Лакова, выполненный тушью «Аул Чох» (1932) — из собрания музея «Новый Иерусалим». 




Датировка работ, посвящённых Чоху, говорит о том, что в 1930–1931 годах, а возможно, и в 1932-м, Н. А. Лаков неоднократно бывал в этом селении; судя по жанрам произведений, созданных в других населённых пунктах, можно с уверенностью утверждать, что в Чохе было написано гораздо больше работ, но они, к сожалению, до нас не дошли. В то же время надо отметить, что мужская серия портретов чохинцев — самая значительная по объёму из созданных художником в Дагестане серий портретов, и выполнена она на высоком профессиональном уровне. Очень важно, что имена и фамилии всех изображённых лиц указаны на рисунках, что придаёт произведениям дополнительную  историческую ценность. 

Интерес художника к колхозу «Чохская коммуна» (Чох-Коммуна) не случаен. Хозяйство было образовано весной 1929 года, и стало одним из самых передовых не только в Дагестане, но и в СССР. Колхозники вывели новую породу овец «Дагестанская горная», скрестив местную породу и немецкую тонкорунную овцу. За это достижение в 1939 году на сельскохозяйственной выставке в Москве они получили первую премию, а также 10 000 рублей и автомобиль. В Чох-Коммуну впервые в 1933 году было проведено электричество, когда коммунары своими силами построили гидроэлектростанцию, она снабжала электричеством не только Чох-Коммуну, но и Гуниб. Однако все достижения чохских коммунаров не помогли им в тяжёлые годы репрессий, их не избежали и герои портретов Николая Лакова — двое из четырнадцати были репрессированы.



Очень интересен рисунок Н. Лакова, запечатлевший парный чохский танец. Начиная с 1954 года, художник работает над костюмами для ансамбля «Лезгинка» и, вместе с тем, внимательно исследует дагестанские костюмы. Он собирался создать альбом «Народные костюмы Дагестана», где был бы собран «воедино весь богатейший материал по народному костюму Дагестана». В 1965 г. он писал, что им уже подготовлено свыше 60 таблиц самых разнообразных костюмов, которые при этом всё равно «далеко не исчерпывали всего богатства культуры Дагестана в этой области». К сожалению, этот альбом не был выпущен, а из собранного к нему материала до нас дошла весьма незначительная часть. Не сохранился и подлинный рисунок эскиза аварского костюма селения Чох — эту прекрасную работу Н. Лакова можно увидеть только на цветной вклейке в сборнике «Искусство Дагестана» (сборник, Махачкала 1965). Её копию мы представляем на выставке.



В послевоенные годы искусство Дагестана активно развивалось. Начиная с 70-х годов, в горные аулы активно приезжают художники — и дагестанские, и гости, с интересом знакомящиеся с богатой культурой дагестанских селений. Свои работы посвятили Чоху в 1960-е – 1980-е годы графики Ю. Г. Кириченко, Ю. Ф. Николаев, А. Т. Крицкий, живописцы Э. И. Акуваев, О. И. Ефимов, О. Газиев, Т. Хвостенко, А. Б. Мусаев, М. Магомедов и, конечно, К. Ф. Власова. 

Вдохновил Чох и современных художников: А. Магомедова, Т. Кагирова и др. Имя К. Ф. Власовой занимает совершенно особое место в истории Чоха. Московский художник К. Ф. Власова приехала в 1970-е годы в Чох, полюбила этот аул, купила там дом и уже на протяжении свыше сорока лет приезжает и работает в Чохе. Ею создана уникальная художественная летопись этого селения. Мы представляем небольшую часть из произведений, созданных Кларой Филипповной. Это те произведения, которые находятся в собрании ДМИИ им. П. С. Гамзатовой: легендарный «Дом Мамоловых» — архитектурная достопримечательность Чоха, который стремились запечатлеть многие художники, и который сейчас практически разрушен; «Колыбельная. Чох» (1972), «Чох. Пасмурно» (1974), «Август» (1981), великолепное масштабное полотно «Женщины Чоха» (1985) и одна работа из частного собрания «Мой дом в Чохе» (1988). 




Стоит отметить большую графическую серию (13 ед.), посвящённую Чоху, Ю. Ф. Николаева, созданную им в 1980-х годах и подаренную художником музею. Это и виды аула, и жанровые сцены, и зарисовки предметов быта, которые представляют сегодня большой этнографический интерес. 

Уроженцы этого селения добились успехов во многих сферах профессиональной деятельности: в науке, искусстве, медицине. Заслуженной славой пользуется имя скульптора, народного художника ДАССР А. И. Газалиева, чья скульптурная композиция «Лезгинка» представлена на выставке. 

Однако история этого селения немыслима без его уникального декоративно-прикладного искусства. В Чохе, как отмечает историк П. Тахнаева, наряду с сельским хозяйством, были развиты металлообработка, златокузнечество, оружейное дело, архитектурно-строительное мастерство и художественно-камнерезное искусство. 

Ш.-С. Абдуллаев отмечал, что во время Кавказской войны чохцы «разделились на два лагеря: одни не признавали диктата имамата Шамиля, другие безоговорочно признали имамат. Результатом этого противостояния стало то, что многие чохцы поступили на службу в царскую армию, в селе стало много образо­ванных офицеров, которые привнесли в селение Чох элементы западной культуры, стремление к образованию, к расширению кругозора и интеллекта»[1].

Известный дагестанский общественный деятель XIX века генерал Алиханов-Аварский писал в 1896 году: «Чох теперь — один из богатейших аулов Дагестана.  Плотники, столяры, шорники и в особенности каменщики этого аула считаются лучшими в горах, а серебряки едва уступают знаменитым в этом отношении кубачинцам». В Чохе, как во многих крупных селениях Дагестана, работали свои ювелиры, особенно известен мастер Якуб Мадиев, учившийся у кубачинцев, но оставшийся верен традициям аварского орнамента. Его узор даже получил у кубачинцев название «Чохазул накъиш» — чохский узор. Работа мастера в основном в технике насечки золотом по металлу и слоновой кости. На выставке представлены предметы из частной коллекции, выполненные этим великолепным мастером: два кинжала и небольшой женский кинжальчик, украшенные золотой насечкой. 





Так как в селе было много состоятельных людей, то процветали и те виды декоративно-прикладного искусства, которые были свойственны зажиточным классам; в частности, женщины аула Чох славились как превосходные мастерицы по золотной и шёлковой вышивке. Вышивкой они украшали многочисленные предметы быта и одежды: подушки, сумочки для рукоделия Ш.-С.О.  бохчи, платья, целиком или его детали, например, манжеты, платки, нижнюю часть широких штанишек, которые были неизменным атрибутом женского костюма чохинки, обувь. Сохранилась фотография, сделанная в 1920 году, дочери известного чохского врача М. Дибирова — Хадижат  в традиционном горском платье, на ногах украшенные золотным шитьём модные туфли с загнутыми носками. Такие же туфли изображены и у Н. Лакова — на рисунке костюма чохской девушки. Подобные туфли, как выяснилось в ходе работы над выставкой, и сейчас хранятся в домах чохцев. В коллекции ДМИИ им. П. С. Гамзатовой есть несколько изделий, выполненных в Чохе, украшенных вышивкой. Это великолепная попона из лилового бархата с крупными круглыми розетками, выполненными металлическими нитями в технике золотного шитья и декорированными в центре аппликациями из красного шёлка, а также две бархатные парные подушки, декорированные в той же техникеС четырёх сторон по бокам находятся круглые растительные элементы, а в центре вышита дата — 1912 г. Автором этой вышивки является известная чохская мастерица, славившаяся своим искусством, Кибичева Патина. 

Безусловно, шедевром нашей экспозиции стал великолепный свадебный костюм чохинки кон. XIX – нач. XX вв. из коллекции Государственного исторического музея, включающий в себя 5 экспонатов: платье, традиционные женские штаны, головное покрывало, головной убор-чохто, туфли; также в экспозиции представлен хурджин, купленный у той же владелицы. Платье невесты из собрания ГИМа отражает новые веяния, которые появились в одежде горянок. Это уже не традиционное распашное платье-рубаха, а приталенное по европейской моде, с широкой юбкой и присборенными буффами рукавами платье. Но его по-прежнему дополняют традиционные широкие, вышитые до колен, штанишки и головной убор-чохто. Все предметы этого уникального свадебного ансамбля украшает потрясающая по красоте вышивка золотными нитями с традиционными дагестанскими символами и узорами. 

О создании свадебных костюмов в Чохе упоминает и Халил-Бек Мусаев в своей книге «Страна последних рыцарей». Он пишет, что свадебные наряды для невесты расшивались отделками по старинным образцам или драгоценными камнями и золотыми пластинами. Хочется отметить спонсорскую поддержку учредителя сети супермаркетов «Зелёное яблоко» — Абдурахманова Зиявудина Тиномагомедовичаблагодаря которой наши зрители получили возможность видеть эти уникальные экспонаты в Дагестане.

На выставке представлено сравнительно немного предметов декоративно-прикладного искусства чохских мастериц, но их высочайший художественный уровень говорит о том, какие великолепные изделия вышивали женщины этого селения и об их замечательном таланте и мастерстве. Глядя на эти изделия, понимаешь, что произведения такого уровня не могли появиться просто так, в единичном экземпляре, и, безусловно, должна была быть и существовала целая, очень большая, школа подобной народной вышивки, произведения которой просто не дошли до нас, а какие-то были уничтожены в тяжелые годы революции. Существование давних, глубоких традиций в культуре Чоха отметил и известный учёный, побывавший в Дагестане, Е. М. Шиллинг: « В Чохе, даже самые простые обиходные предметы часто тщательно отделывались. Чувствуются давние художественные навыки и культура значительного уровня». 




Думаю, что представленный на выставке материал, включающий произведения и широкого исторического диапазона, от созданных в 1850 годы по сегодняшний день, и их высокий художественный уровень, и уникальность представленных экспонатов — предметов из ГИМа, ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, из частных коллекций, — будет по достоинству оценен нашими зрителями на выставке, которая продлится до 17 февраля 2019 г.


[1] Абдуллаев Ш.-С.О.  / Предисловие // Магомед-Шапи Хожоков,  «Чох и Чохцы». — Махачкала: ИД «Эпоха», 2013. 

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество