Журнал «Дагестан» » Культура » Музеи » Балхар навсегда

Балхар навсегда


Балхар навсегда

Балхар навсегда


Аул Балхар — тема двух выставок, которые открылись в музеях Махачкалы в мае. И тема номера нашего журнала. Ведь рассказать о Балхаре в рамках какого-то одного, пусть даже очень крупного, проекта невозможно. Это как приехать туда на один час — взглянуть мельком, толком не очнувшись после утомительной дороги, и тут же отправиться в обратный путь. А потом дополнить «впечатление от поездки» вычитанным в энциклопедии пояснением о том, что Балхар — это «известный центр народной художественной керамики», и недоумевать, почему же это маленькое селение знаменито на весь мир, чем вдохновляет оно поэтов и художников, притягивает туристов.



А суть в том, что источником вдохновения для творческих натур и источником притяжения для путешественников служит не природа Балхара, не глиняные изделия местных мастериц и даже не их живописные наряды, богато украшенные серебром. Балхар — это не что-то одно из вышеперечисленного, а всё вместе и ещё много другого.


Силуэт горной гряды на фоне неба, к которому лестницей взбираются аульские дома; журчанье местных родников и вторящие им переливы народных песен; вязкая глина, без которой не было бы здешнего уникального гончарного промысла; плавные линии древних орнаментов, глядя на которые впадаешь в медитативное состояние; натруженные руки балхарских женщин; мохнатые овчинные шубы, которые аульские старики ещё носят в повседневной жизни… Это фотовыставка «Балхар и балхарцы» в Музее истории города Махачкалы. Отдельные снимки известны по публикациям в республиканских газетах и журналах; что-то когда-то выставлялось, но это не умаляет значимости проекта и не делает его менее интересным.

Куратор, директор музея Зарема Дадаева, как всегда очень тщательно выстроила экспозицию. Здесь и размер имеет значение, и цвет — или его отсутствие. Мимо этих фотографий не пробежишь впопыхах, их не пролистаешь по-быстрому. Каждая в отдельности и все вместе — они требуют вдумчивого созерцания, вызывают размышления.  В пространстве выставки комфортно находиться и хочется побыть подольше.

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой выставка «Аул Балхар» занимает весь первый этаж. В экспозицию вошло более 160 экспонатов: живопись, графика, скульптура  из фондов ДМИИ, Дагестанского отделения Союза художников, Музея истории города Махачкалы. Разумеется, широко представлена и сама балхарская керамика из музейного собрания и частных коллекций: многочисленные сосуды, игрушки, декоративные многофигурные композиции. Хронология изобразительной части выставки охватывает почти 100 лет: от рисунков Евгения Лансере 1920-х годов — до графики Натальи Савельевой, выполненной в 2018-м и впервые представленной широкой публике именно здесь, в стенах ДМИИ. Самым старым балхарским изделиям, которые сегодня можно увидеть в музее, больше 150 лет.


В экспликации к выставке директор ДМИИ Салихат Гамзатова отмечает, что «само селение Балхар стало в XX веке объектом художественного исследования». Да, данный проект — это именно «художественное исследование» и есть. И для его проведения применительно к разным объектам используются разные инструменты, как пишет далее Гамзатова:«…ведь, помимо производства керамики, которая стала «визитной карточкой» аула, в Балхаре было широко распространено и безворсовое ткачество, и производство войлочной обуви, украшенной золотным шитьём».  Образцам таких изделий также нашлось место в экспозиции, а ещё они (и непосредственно процесс их изготовления) запечатлены в произведениях многих художников, которых эта тема привлекала своей будничностью и этнографичностью не менее чем производство знаменитой неполивной керамики. Программное полотно Магомеда Шабанова «Балхарская сюита» само будто балхарский палас «гитта» — яркий, тёплый, нарядный.

Нарядная декоративность — отличительная черта линогравюр Муртузали Магомедова и Хаджимурада Алиханова. Графики, как печатной, так и уникальной, на этой выставке вообще много. Типы, лица, персонажи, жанровые сценки, выхваченные прямо из жизни, взятые на карандаш, схваченные акварелью и гуашью — энциклопедия в картинках.  В экспрессивных рисунках пером и фломастером российского художника Юрия Кириченко,



выполненных в 1970-х годах, запечатлены не только женщины аула Балхар, но и мужчины. Это редкость. Потому что балхарский народный керамический промысел уникален помимо всего прочего тем, что он  исключительно женский. И при взгляде на большинство произведений, посвящённых Балхару, складывается чёткое ощущение: это абсолютно женское пространство, куда мужчинам вход запрещён.


С одной стороны, так и есть: в ауле до сих пор поддерживается строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин. Им нельзя даже прикасаться к гончарному кругу. Впрочем, они и не пытаются добиться равноправия в этом деле, им и без него есть чем заняться, поэтому в маленькой вселенной аула царят мир и согласие.


Балхарцы живут в гармонии с собой и природой. И эта гармония проявляется не только в их изделиях, начиная от орнаментальных волн, покрывающих округлые бока  кувшинов, и заканчивая цветной геометрией полос на паласах-«гитта» и лентах «киляс» (ленты для кувшинов). Она зримо присутствует во всех произведениях на балхарскую тему. Они получаются очень жизнеутверждающими — даже, когда авторы пишут весьма мрачные по колориту картины (Евгений Мальцев. «Балхарский танец»).


Именно размеренность, спокойствие, гармония и жизнелюбие балхарцев всегда привлекали (и продолжают привлекать) к ним внимание художников. Речь не столько о дагестанских, сколько о «приезжих» авторах, которых можно было бы заподозрить в простом увлечении экзотикой местных пейзажей, кос­тюмов и нравов. Но экзотика, как известно, быстро приедается, а такие художники, как упомянутый выше Юрий Кириченко, Виктор Цигаль, Иван Сорокин, приезжали  сюда неоднократно, посвящали Балхару серии работ, которые становились важной  вехой в их творчестве. В частности, Салихат Гамзатова отмечает, что «за серию произведений «В Дагестане» Виктор Цигаль был удостоен серебряной медали Академии художеств России, в 1963 году в Москве была издана книга его воспоминаний «В Дагестане» с великолепными иллюстрациями». В прошлом году, незадолго до своей смерти замечательный художник-график Юрий Николаев передал в фонды ДМИИ около 600 своих работ. Среди них были и рисунки, посвящённые Балхару, некоторые из которых впервые экспонируются на данной выставке.


Говорят, что жители соседних аулов считают балхарцев слишком умиротворёнными, неторопливыми и какими-то полусонными, о чём не преминут высказать им это в шутливой форме. А что балхарцы? Да ничего! Солнце встаёт над горами, река журчит, глина на её берегах не перевелась, гончарный круг крутится, огонь в печи горит, а значит суетиться незачем, торопиться некуда, нужно просто жить.

Выставки в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой и Музее истории города Махачкалы продолжаются. А значит, нужно смотреть — дабы обрести умиротворение, которого так не хватает современному горожанину.


Автор благодарит Дагестанский музей 

изобразительных искусств им. П. Гамзатовой 

и Музей истории города Махачкалы 

за предоставленные репродукции и фотографии.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество