Журнал «Дагестан» » Новости » Гильгамеш из Кулинского района

Гильгамеш из Кулинского района

 

С Абдулом Омариевым я знаком много лет. В своё время он, геолог по образованию, проанализировал логистическую схему поставки минерального сырья на Каспийский завод листового стекла (КЗЛС) и пришёл к однозначному выводу: если рядом с заводом не построить ГОК, позволяющий доводить до необходимых кондиций местный песок, через несколько лет КЗЛС окажется банкротом. Статью на эту тему он опубликовал в 2014 году, в то время, когда завод находился на пике своего развития и ничто не предвещало краха этого амбициозного проекта. Но прошло совсем немного времени, и этот мрачный прогноз воплотился в реальность — завод стал банкротом, приносящим миллиардные убытки своим владельцам. После этого при подготовке статей на экономические темы я несколько раз привлекал Омариева в качестве эксперта, и всякий раз его прогнозы оказывались верными.

Примерно месяц назад он позвонил мне и предложил встретиться, сообщив при этом, что располагает сенсационным материалом, который, наконец, решил озвучить.



 

 — Андрей,сказал он при встрече,мы общаемся много лет. За это время ты не замечал в моём поведении признаки сумасшествия?

— ???

Дело в том, что то, о чём я хочу рассказать, настолько фантастично, что у тебя могут закрасться сомнения в моей вменяемости. Между тем я настолько уверен в своей правоте, что готов поставить на кон свою машину. Если кто-то докажет, что я ошибаюсь, я тут же оформлю на него свой автомобиль.

— Ты имеешь в виду джип «Лексус»?

Именно.

— Если это помешательство, то случай, действительно, тяжёлый. Что случилось, Абдул?

Уже много веков человечество не может ответить на вопрос, откуда взялись шумеры, создавшие первую цивилизацию на планете, первую письменность, построившие первые города. Так вот, я на сто процентов уверен, что знаю ответ на этот вопрос.

— Попробую угадать. Шумеры пришли в Южную Месопотамию из Дагестана?

Всё верно. Из Кулинского района.

— Почему из Кулинского?

Потому что именно там случился Всемирный потоп, описанный в мифах шумеров.

— Господи, и потоп тоже наш? Подожди, что-то подобное я уже слышал. Несколько лет назад знакомый лакец рассказал мне, что видел в Интернете интервью какого-то профессора, специалиста по ДНК, который говорил о совпадении ДНК лакцев и шумеров. Правда, он считал, что это шумеры были предками лакцев. 

Это профессор Анатолий Клёсов, основатель «ДНК-генеалогии», которую он пропагандирует как науку, позволяющую пролить свет на процессы миграции популяций и генетическую историю человечества. Только он ошибался. Я не о совпадении ДНК, тут он, на мой взгляд, на сто процентов прав. Он ошибался, считая, что предки лакцев пришли в Дагестан из Южной Месопотамии. На самом деле всё было с точностью до наоборот. Это лакцы в своё время перебрались в междуречье Тигра и Евфрата и создали самую древнюю цивилизацию в мире. И я берусь это доказать.

— Если мне, то можешь особо не напрягаться. Я абсолютный профан в истории шумеров и поэтому меня можно убедить в чём угодно. Другое дело, как на это отреагируют ассириологи, археологи, линг­висты. 

В том-то и дело, что до них достучаться невозможно. Тут такое дело, многие малые народы, не имеющие своей «великой» истории, зачастую пытаются приписать себя к шумерам. И научное сообщество устало отбиваться от подобных энтузиастов. Прекрасно понимаю, о чём ты думаешь сейчас. Стоит перед тобой очередной представитель очередного малого народа и пытается переписать историю мировой цивилизации. Но давай я просто озвучу тебе факты, которыми располагаю, а ты отсеешь лишнее, а главное коротко и понятно изложишь, как ты это можешь. Я потому к тебе обратился, что ты о самых сложных экономических проблемах рассказываешь просто и понятно. А когда у меня на руках будет готовый текст, я смогу сделать так, чтобы его хотя бы бегло просмотрели специалисты. Уверен, что после этого в Дагестан будет направлена серьёзная научная экспедиция. И очень скоро наша республика станет одним из главных центров мирового туризма. Ну что, готов слушать и записывать?

— Готов.

Тогда вперёд.

 



Ялту Кур и Кунна Щи - урочища в пределах бывшего плотинного озер

 

 Первый раз меня «зацепило» в 80-х годах. Я читал эпос о Гильгамеше — герое шумеров, и обнаружил, что многие имена, географические названия мне знакомы. Точно такие же названия я встречал в родном Кулинском районе. Помню, я очень удивился, но никаких выводов не сделал. Но в глубинах памяти эта информация, очевидно, осела. Активизировалась она в 2011 году, когда моя сестра Разият, уже много лет живущая в Калининграде, проанализировала Чикагский Ассирийский словарь, над созданием которого мировое научное сообщество работало более 90 лет. Занялась она этим потому, что в своё время прочитала работу Али Каяева, которого называют последним энциклопедистом Дагестана. В ней Каяев доказывал, что в историческом прошлом лакцы являлись жителями Месопотамии.

Работая над словарём, Разият обнаружила, что, несмотря на то что аккадский язык относится к ассиро-вавилонскому, который вымер к началу 1-го тысячелетия нашей эры, а лакский — к нахско-дагестанским, количество общих слов в них зашкаливает. Причём речь идёт не только об именах и географических названиях, на что я в своё время обратил внимание, читая мифы о Гильгамеше. Общими, помимо этого, оказались сотни «базовых» слов, составляющих основу языка.

Разият написала об этом на своей странице в Интернете, и на эту публикацию среагировал выходец из Калининграда, ныне работающий в США, профессор Анатолий Клёсов. Он основатель науки, которую называет ДНК-генеалогией. И хотя отношение официальной науки к детищу Клёсова далеко не однозначно (некоторые ему рукоплещут, а другие не воспринимают всерьёз), благодаря его открытиям человечество узнало о своей истории много нового.




Так вот Клёсов написал Разият, что её изыскания его не удивляют, поскольку он знаком с работой итальянского учёного Тофанелли, который провёл генетические исследования ДНК лакцев и аккадцев и доказал, что эти народы имели общих предков. Отсюда и общие слова в языках, относящихся к разным языковым группам. Вскоре после этого Клёсов опубликовал статью Разият в своём Вестнике Российской Академии ДНК-генеалогии.

С этого момента я начал тщательно изучать все материалы об истории шумеров, читать и перечитывать их мифы, а параллельно искать в родном районе следы древней цивилизации. В то время я разделял точку зрения Али Каяева и его последователей, считающих, что в своё время шумеры мигрировали в Дагестан. По-другому я думать не мог, поскольку из шумерских легенд знал, что они пришли в междуречье Тигра и Евфрата с гор, где было пресновод­ное море. А поскольку никаких морей в горах Дагестана не было, вариант исхода из Дагестана я, естественно, не рассматривал. Но потом случилось событие, заставившее меня посмотреть на историю своего народа совершенно с другого ракурса.




Озарение случилось после того, как я прочитал статью известнейшего дагестанского геолога Казима Магомедова «Вихлинский оползень в Дагестане и его археологическое значение», опубликованную в научном журнале «Труды Института геологии ДНЦ РАН».

Изучая геологию Кулинского района, Магомедов обнаружил, что много тысячелетий назад здесь случился один из самых крупных оползней в истории человечества. Произошло это так: мощная толща известняков нижнего мела, участвующих в строении горы Кимизу, долгое время покоилась на песчано-глинистых породах средней юры. Но впоследствии эти породы были размыты водами реки Кокмачай. В конечном счёте известняковая плита лишилась опоры и оказалась в неустойчивом равновесии. И в какой-то момент, скорее всего вследствие сейсмического толчка, этот блок стремительно покатился вниз, пройдя путь протяжённостью 6 километров. При этом на реке Кокмачай образовалась перемычка высотой 300–320 метров, которая способствовала появлению громадного озера. Ещё одно большое озеро возникло рядом (эти озёра, согласно исследованиям Магомедова, отделял друг от друга брекчиевый барьер).

В течение тысячелетий эти озёра заиливались, поскольку при паводках и селях в них попадало громадное количество обломочного и глинистого материала. Мощность осадков в центральной части озера достигала, вероятно,150 метров.



Каменный топор со дна потопного озера


Медный топор из более поздних озерных отложений

       Согласно исследованиям учёного, в период, предшествующий оползню, на территории, впоследствии занятой озером и самим оползнем (его площадь занимала более 10 квадратных километров), находились поселения, которые, скорее всего, были перетёрты оползневой массой, вес которой превышал 10 млрд тонн. Об этом свидетельствует тот факт, что и сегодня в осушенной части большого плотинного озера обнаруживаются следы погребённых под толщами породы жилищ.

В 1926 году, пишет Магомедов, в селении Вачи после схода селевого потока в обрыве левого берега реки Кокмачай на 8–19 метров ниже поверхности террасы открылось хорошо сохранившееся жилище, заполненное илистыми отложениями. Под крупными каменными плитами, которыми оно было покрыто, обнаружились пустоты, а в глубине жилища — хорошо сохранившийся очаг с остатками древесного угля, глиняной посуды. Также здесь был найден каменный топор и целый ряд других предметов. Показательно, что это жилище в своё время находилось под слоем воды толщиной более 250 метров!

К слову, топор этот сегодня хранится в Дагестанском государственном музее. Само жилище, увы, не сохранилось, впоследствии оно было смыто водами реки. По мнению Магомедова, затопление домов происходило весьма быстро, поскольку люди спешно покидали их, не успевая забрать предметы домашнего обихода. Впоследствии эти жилища оказались занесены отложениями водных и селевых потоков. Мощность отложений в этом районе достигает 10 и более метров, а в центральной части озера — 50 метров.



Зикурат (пирамида) в урочище Кунна Щи

После прочтения этой статьи все разрозненные факты и знания об истории шумеров сами собой начали складываться в стройный пазл.

В легендах шумеров говорится о всемирном потопе, в результате которого их города оказались затоплены водами пресноводного океана. Океан, что очень важно, был именно пресноводным, поскольку есть легенды, рассказывающие о том, что в какой-то момент в него начали поступать солёные стоки. И люди были вынуждены строить плотины, чтобы сохранить пресную воду в своём океане. Слово «океан» в шумерском языке означает водную стихию. С лакского же это слово переводится как «утопить, поглотить». И этот перевод с учётом вышеприведённых фактов представляется мне более точным.

Но продолжим. Согласно исследованиям Магомедова, берега горного озера регулярно покрывались толстым слоем плодородного ила. И именно он стал главной пашней древних обитателей Кулинского района. Именно здесь зародилась уникальная технология илового земледелия, впоследствии успешно применявшаяся в междуречье Тигра и Евфрата. Неизвестно, сколько тысячелетий люди жили у берегов горных озёр, но с очень высокой степенью вероятности можно определить причину их исхода. Согласно шумерским легендам, в какой-то момент боги отвернулись от них. И сразу же начался голод и мор. Доходило до того, что матери поедали собственных детей.

А случилось следующее: река Кокмачай размыла перемычку, и вся вода в одно­часье ушла вниз, на равнину. На бывших полях образовались глубокие илистые промоины, непроходимые даже для диких зверей, а самое главное, река «просела» на сотню метров ниже поверхности земли, что поставило крест на орошаемом земледелии.

Непосредственно об исходе я расскажу чуть позже, а сначала немного об артефактах, подтверждающих присутствие предков шумеров в этих местах. Хотя раскопками на территории района толком никто не занимался, в школьных музеях можно обнаружить прекрасно сохранившиеся образцы шумерской керамики (форма и узоры найденной посуды один в один повторяют артефакты, обнаруженные в Месопотамии). Есть в музеях и древние каменные зернотёрки, и множество древних орудий труда. Помимо всего прочего я отыскал древнюю плиту с пиктографическими письменами размером 140х60 см. Сегодня она вмонтирована в стену сторожки на территории школы № 1 селения Кули. Но главной моей находкой, которой я очень горжусь, стало обнаружение на территории района четырёх рукотворных пирамид, которые абсолютно идентичны пирамидам Месопотамии. На сооружение каждой из них ушла не одна сотня лет.

Найти их мне удалось благодаря моей профессии.  Я гео­лог, и поэтому всегда обращаю внимание на породы, из которых состоят окрестные горы и холмы. В какой-то момент один из холмов показался мне «неправильным», поскольку был сложен из речных голышей. При этом ближайшее место, где можно было взять такой камень, находилось там, где река впадала в озеро, в 5–6 километрах от места строительства. Начал предметно изучать этот холм и неожиданно понял, что имею дело с рукотворной кладкой. Передо мной была типичная шумерская пирамида с основанием 150х120 метров и высотой 25–30 мет­ров. После этого я предметно начал разыскивать такие «неправильные» холмы и в итоге обнаружил ещё три такие же пирамиды. А попутно нашёл ответ на загадку, которую археологи не могут разгадать сотни лет. Дело в том, что в основании шумерских пирамид лежат «правильные» кирпичи, привычной для нас формы. А вот грани пирамид сложены из глиняных кирпичей, одна из сторон которых закруглена. Объяснений этому до сих пор нет. На самом деле всё просто — древние шумеры элементарно копировали прапирамиды, которые их предки в своё время возвели в Кулинском районе.



Шумерский кувшин


Кувшины из местности Аккуралу в с. Кули

Больше того. Занимаясь этими изысканиями и постоянно обращаясь к шумерскому эпосу, я смог отыскать, скажем так, прообраз всех пирамид — как шумерских, так и более поздних, египетских. Смотрите. Есть шумерская легенда о вельможе по имени Этана, который пожаловался Солнцу на отсутствие детей. И Солнце сказало ему: садись на орла и лети в небеса, где обитают боги. Там ты найдёшь растение рождения, и твоя мечта исполнится. К сожалению, конца у этой легенды нет, она прерывается на середине полёта Этаны к небесам. Но зато в другой легенде упоминается сын этого самого вельможи Талих (на лакском — тот, который полетел), из чего можно сделать вывод, что Этана до небес добрался. Далее в этой легенде говорится о том, что бездетные люди должны обязательно найти растение рождения. Для этого им не обязательно было лететь в небеса на орле, достаточно было подняться на пирамидальную гору Пабаку, на вершине которой обитают боги. Прочитав название этой горы, я был шокирован, поскольку речь шла о хорошо знакомой мне горе Пабаку, находящейся на территории нашего района. Название её с лакского переводится как «холм поцелуев». И сегодня на её вершину поднимаются люди, у которых нет детей, в надежде обзавестись потомством. Вскоре после этого я специально поехал к подножию горы Пабаку, чтобы посмотреть на неё «свежим взглядом». И неожиданно понял, что нахожусь у подножия практически идеальной пирамиды, ставшей прообразом множества подобных циклопических сооружений в разных частях планеты. Понятно, что таких пирамидальных вершин в мире много. Но так получилось, что именно эта оказалась «под рукой», когда предки шумеров решили построить первую пирамиду в мире.




И ещё о пирамидах, чтобы закрыть эту тему. При строительстве и ремонте шумерских пирамид правители, желающие оставить своё имя в истории, писали его примерно на каждом пятидесятом кирпиче. И учёные различают два вида кирпича — с надписями и без. Первый вид кирпича шумеры называли «лучич», второй — «качич». Этимологию этих слов объяснить не могут. Между тем лакский язык эту загадку разрешает легко. «Лучич» по-нашему — снизу подписанный, а «качич» — неподписанный.

Но вернёмся к исходу предков шумеров из дагестанских гор. Как я понимаю, предки шумеров не смогли договориться о том, в какую сторону следует идти, и поэтому разделились. Малая часть предков шумеров (в основном скотоводы) осталась в горах, будущие обитатели Междуречья пошли на юг (таких, скорее всего, было большинство), а остальные двинулись на север. И направление пути последних хорошо известно. К слову, именно такой вариант развития событий позволяет найти ответы на многие вопросы, которые вот уже много лет занимают археологов.

Относительно группы, отправившейся на юг, всё более-менее ясно. В конце концов, они добрались до Месопотамии, где обнаружили знакомые им иловые поля, пригодные для выращивания злаковых культур, основы экономики шумеров. Видимо, именно поэтому названия злаков шумеры обожествляли. Одну из самых древних шумерских богинь, к примеру, звали Нун Бар Ше Гуну. В переводе с лакского — «голозерная пшеница, растущая на берегу озера». К слову, название Евфрата у шумеров (Бар-А-Кун) переводится как заливные луга рядом с озером. Дочь этой богини звали Кут. В переводе с лакского это известный всем солод. Список злаковых, давших имя богам шумеров, можно продолжить и далее, но не будем отвлекаться. Нас ждёт путь на север, а заодно ответы на загадки, которые до сих пор не разгаданы ассириологами.



Каменная плита с пиктографическими надписями

Помимо Месопотамии следы шумеров обнаружены в самых неожиданных местах. В Майкопе (Майкопский курган), на Украине (Херсонская каменная могила), в Бессарабии (глиняные пластины с надписями на шумерском языке), а также в Венгрии, Румынии.

На примере самого известного памятника из перечисленных выше (Херсонская каменная могила) хорошо видно, как известные ассириологи оказывались в тупике, не обладая сведениями о прародине шумеров. Исследуя надписи, найденные здесь, востоковед Кифишин пришёл к выводу, что они являются протошумерскими, и даже расшифровал некоторые из них. Но при этом ни он, ни другие учёные не смогли ответить на вопрос, почему на Украине следы шумеров появились раньше, чем в Месопотамии. Некоторые учёные, правда, предположили, что в Херсоне обнаружена прародина шумеров, но не смогли объяснить, почему от большой цивилизации остался такой малый осколок.

Между тем всё становится понятным, если предположить, что Каменная могила была лишь одной из многих остановок группы шумеров, отправившейся на север, но не сумевшей на новых землях возродить новую цивилизацию. У этой моей теории есть замечательное материальное подтверждение. В ходе раскопок Майкопского кургана была обнаружена серебряная ваза с картой некой местности. Попытки учёных идентифицировать это изображение закончились ничем. Я же сразу увидел карту родного района с рекой Кокмачай и двумя озёрами, образовавшимися в результате Вихлинского оползня.

На эту тему я могу говорить бесконечно долго, материала у меня накопилось на несколько солидных томов. Но, думаю, сказанного мной достаточно для того, чтобы заинтересовать учёных и побудить их приехать в Дагестан. Это моё самое заветное желание.



Глиняная табличка с фрагментом "Эпоса о Гильгамеше"

Ну а напоследок ещё один пример того, как лакский язык помогает исправлять ошибки ассириологов, допущенные при изучении культуры шумеров. На вопрос: кто вы такие? шумеры отвечали: Ук зат чич ча. А ближайшие их родственники аккады говорили о себе Цал мат какадеми. Учёные считают, что это два варианта слова «черноголовые», которое представители этих двух народов использовали в качестве самоназвания. Это явная недооценка обитателей Междуречья, которые считали себя родственниками богов и смотрели свысока на остальной бесписьменный мир. Первое словосочетание переводится с лакского как «люди, способные записать речь». Проще говоря, люди письма. Практически такое же значение и у аккадского самоназвания, которое в переводе с лакского означает «свой язык фиксирующие, рисующие».

Кстати, поэтому я и решил, наконец, озвучить и записать свой вариант развития событий, случившихся много тысячелетий назад. Опыт далёких предков научил меня тому, что записанное слово может пережить века.

 

P.S. В заключение я хотел бы сказать несколько слов о культурологической теории Арнольда Тойнби, известного историка с мировым именем. По его мнению, мотором развития любой цивилизации является концепция Вызова-и-Ответа. То есть любое развитие — это ответ на вызовы, побуждающие человеческое сообщество к их преодолению и саморазвитию. Простое перечисление вызовов, на которые пришлось отвечать предкам шумеров (потоп, разрушение плотины, исход, обустройство на новом месте), объясняет, почему именно они стали родоначальниками самой первой цивилизации на земле.

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество