Журнал «Дагестан» » Новости » Безналичный Дагестан

Безналичный Дагестан

Прошедший год был сложным для всего мира, пандемия затронула жизни миллионов людей. О том, насколько эффективными оказались меры поддержки Банка России, о проводимых Дагестанским отделением шагах по развитию финансовой доступности в регионе и проектах мегарегулятора по финансовой грамотности в интервью журналу «Дагестан» рассказал управляющий Отделением – Национальным банком по Республике Дагестан Южного ГУ Банка России Мурад Идрисов.



 

Мурад Саниевич, удалось ли дагестанским банкам и их клиентам избежать негативных последствий, связанных с коронавирусом?

 

Ситуация с коронавирусом заставила мобилизовать силы и действовать сообща. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, региональными правительствами, профильными министерствами и бизнес-объединениями принял меры для обеспечения экономической устойчивости и финансовой стабильности в период борьбы с распространением коронавируса. Предложенные меры поддержки для бизнеса и граждан — результат совместной работы. Положительный эффект был получен именно благодаря консолидации.

Многие программы трансформировались по мере развития той или иной ситуации. Но без запаса прочности финансовой системы и высокого уровня технологий было бы гораздо труднее пережить это время. Значительную роль сыграли регуляторные послабления, которые позволили банкам относительно комфортно вести свой бизнес в этот период, продолжая кредитовать бизнес и население, помогать заёмщикам, попавшим в сложную ситуацию, реструктурировать их кредиты и займы.

По предварительным итогам существенного снижения показателей на банковском рынке региона не наблюдается. К примеру, по данным на начало декабря 2020 года кредитный портфель физических лиц в республике составил более 80 млрд рублей. Причём темпы роста кредитования не только вернулись к «докоронавирусному» уровню, но по некоторым направлениям превысили его, например в ипотеке. Объем выдачи ипотечных жилищных кредитов за январь-ноябрь 2020 года вырос почти на 43 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года: населению региона предоставлено более 5 тысяч ипотечных кредитов на сумму свыше 14 млрд руб­лей. Этому содействовали программы с государственной поддержкой, в том числе программа льготной ипотеки со ставкой под 6,5 %.

 

Итоги прошедшего года демонстрируют высокие показатели Дагестана по участию региона в онлайн-проектах Банка России по финансовой грамотности. Расскажите об этом подробнее.

 

Республика Дагестан по итогам прошлого года вошла в ТОП-5 регионов-лидеров России по количеству просмотров онлайн-уроков финансовой грамотности — обучающие видео дагестанские участники проекта посмотрели более 145 тысяч раз. В вебинарах Международной недели инвесторов WIW-2020 приняли около 14 тысяч жителей — это четвёртый результат по стране. Всероссийский онлайн-зачёт по финансовой грамотности дагестанцы прошли более 9 тысяч раз. Всего в онлайн-проектах Банка России по финансовой грамотности в прошлом году приняли участие около 160 тысяч жителей республики. Это очень хороший показатель. Таких результатов удалось добиться благодаря слаженной работе Отделения и органов исполнительной власти, муниципальных образований и образовательных учреждений.

Достигнутые результаты также обсуждались в ходе рабочей встречи заместителя Председателя Банка России Руслана Вестеровского и начальника Южного ГУ Банка России Евгения Эберенца с врио Главы РД Сергеем Меликовым. Мы говорили о финансовой сфере региона и планировали дальнейшее совершенствование рынка банковских услуг в регионе. Речь, в частности, шла о повышении доступности финансовых услуг, финансовой грамотности населения и защите прав потребителей.

 

Дагестанцы стали чаще пользоваться банковскими картами. Как удалось добиться роста безналичных операций в регионе и какие меры предпринимаются для того, чтобы сделать финансовые услуги более доступными для дагестанцев?

 

В республике расширяется инфраструктура приёма карт, и с повышением финансовой грамотности меняются привычки людей. Но росту популярности безналичной оплаты товаров и услуг послужили и ограничительные мероприятия в период пандемии.

К примеру, за девять месяцев текущего года жители и гости региона потратили 33 млрд рублей, оплачивая платежными картами товары, работы и услуги. Таким образом, объём безналичных операций в республике вырос по отношению к аналогичному периоду 2019 года на 62 %.

Количество безналичных транзакций по оплате товаров и услуг составило 49 млн операций, что почти в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество операций по снятию наличных, напротив, сократилось: за девять месяцев совершено 19,5 млн таких операций на сумму 222 млрд рублей (количество снизилось на 5 %, объём — на 16 %). По данным на 1 октября, в регионе выпущено 1,8 млн платёжных карт. Прирост за год составил 16,5 %.

В организациях торговли и услуг установлено 9 тыс. устройств по приёму платёжных карт, что на 2 тыс. больше, чем на 1 октября прошлого года.

 

Для повышения доступности финансовых услуг и увеличения доли безналичных платежей на территории региона в 2019 году Банком России и руководством Дагестана подписана «дорожная карта» по повышению финансовой доступности в отдалённых населённых пунктах РД. Мероприятия будут продолжены?

 

Да, конечно. В республике существует ряд нерешённых проблем с финансовой доступностью, связанных с географическими и демографическими особенностями республики. Одной из таких проблем является сложность преодоления «последней мили», то есть вопроса повышения уровня финансовой доступности в сельской местности, в удалённых, малонаселённых и труднодоступных районах. Важным шагом для решения этих проблем стало утверждение в 2019 году Правительством Республики Дагестан и Отделением-НБ Республики Дагестан «дорожной карты». В её рамках закреплены основные задачи: повышение доступности и качества финансовых услуг.




Для поиска эффективных решений в сельской местности нами был выбран Хунзахский район, где на примере одного района мы постарались провести весь комплекс мероприятий, направленный на создание общедоступных точек финансового консультирования, доступа к дистанционному банковскому обслуживанию. Пилотный проект дал положительный эффект, и было принято решение тиражировать его на другие сельские муниципальные образования. В этом году планируется открыть 135 точек финансового просвещения, где население сможет получить возможность доступа к финансовым услугам, а также информацию о финансовых продуктах и услугах.

 

Когда говорят о финансовой доступности, обычно подразумевают наличие офисов финансовых организаций или банкоматов в определённой местности. 

 

Офисная доступность и обеспеченность платёжной инфраструктурой — это лишь часть понятия «финансовая доступность». На самом деле оно гораздо шире. И является очень важным индикатором состояния финансового рынка, при котором населению и бизнесу страны или отдельного региона гарантирована полноценная возможность получать базовый набор финансовых услуг: кредитование, страхование, формирование вкладов и сбережений, а также платёжные услуги.

Сервисы, позволяющие воспользоваться имеющимися на счёте средствами в любое время и в любом месте, должны быть доступны каждому жителю республики. Для того чтобы получать полную информацию об уровне и качестве предоставляемых финансовых услуг в населённых пунктах республики, Банк России разработал «тепловую карту» доступности финансовых услуг. По результатам анализа, проведённого Отделением, показатели финансовой доступности в республике в сравнении с прошлым годом улучшились и составляют 80 %. В зону с показателем доступности «до 80 %» уверенно вошли все города Дагестана и, показав позитивную динамику, добавились населённые пункты Бабаюртовского, Гергебильского, Гунибского, Дербентского, Казбековского, Карабудахкентского, Левашинского, Новолакского, Ногайского, Хивского и Шамильского районов. Однако во многих отдалённых сельских поселениях до сих пор отсутствует устойчивая связь Интернет, нет достаточного количества банкоматов, точек присутствия банков, МФО и страховых компаний. Некоторые жители лишены возможности оплачивать товары и услуги банковскими картами. Наша задача — способствовать устранению диспропорции, в том числе и за счёт широкого развития дистанционных способов получения финансовых услуг и безналичных расчётов.



 

Но при этом должна быть востребованность финансовых услуг. К примеру, пожилой человек, проживающий в дагестанском селе, получает пенсию в почтовом отделении или в отделении банка в районном центре, расплачивается на рынке и в магазине наличными. Этот пенсионер хранит свои сбережения дома, а не на банковском вкладе. Он так привык, и менять свои привычки не собирается.

 

То, о чём вы сказали, называется ментальной доступностью финансовых услуг. Но люди и не захотят менять свои привычки, если для этого нет соответствующих возможностей. Поэтому наша задача эту возможность людям и бизнесу предоставить, а выбор они уже сделают сами. Немаловажна и ассортиментная доступность. К примеру, в сельском магазине есть банкомат, где можно снять деньги, а вот внести наличные нельзя — нет такой функции. Ограниченный ассортимент — не меньшее препятствие для потребителей.  Ну и конечно, финансовая доступность подразумевает качество и полезность услуг: бесперебойное и безопасное их предоставление, ценовую доступность для большинства населения, эффективную систему защиты прав потребителей.



 

Мурад Саниевич, почему Банк России уделяет такое пристальное внимание вопросам повышения финансовой грамотности?

 

К сожалению, охотники за чужими деньгами не дремлют и придумывают всё новые технологии обмана. Поэтому и уровень финансовых знаний нужно непрерывно повышать. Этому вопросу Банк России уделяет большое внимание. Сотрудники Отделения по республике проводят лекции, презентации и другие мероприятия по повышению финансовой грамотности. Эта работа ориентирована не только на школьников, студентов, воспитанников социальных учреждений, но и на взрослое население, пенсионеров, работников учреждений и организаций, представителей бизнеса. В прошлом году в связи с пандемией все мероприятия были переведены в онлайн-формат и результат получился очень хорошим. Об этом я как раз говорил чуть выше.

 

Фото Руслана Алибекова

 

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество