Журнал «Дагестан» » Новости » Мы просто работаем

Мы просто работаем

Пандемия разрушила мировую экономику, особенно тяжело она ударила по малому бизнесу, во всех странах закрылись сотни тысяч предприятий. И, когда мир вернётся хотя бы к прежней жизни, никто не знает. В России малый бизнес и до пандемии сталкивался с огромным количеством проблем, сокращался. В нашем бедном регионе вести его было тем более сложно — об этом журнал «Дагестан» много раз писал, и будет писать дальше. Но тем интереснее познакомиться с дагестанцами, которые даже в этот тяжёлый год не только сохранили свою фирму, но и увеличили прибыль, причём в области, которая не имеет никакого отношения к медицине.




Галима Абдулгалимова я увидела на совещании в Агентстве по предпринимательству и инвестициям. У него было несколько интересных идей и практических советов, как увеличить экспорт за границу. Вот и стало интересно, что дагестанцы экспортируют, кроме продуктов сельского хозяйства. Всё-таки молодые бизнесмены отличаются от тех, кто вырос в СССР. Их меньше интересует политика, и они гораздо больше верят в себя.

 

Божественные технологии


4 года назад я основал компанию «Xorsa technologies». Хорса — это славянский бог солнца, покровитель земледелия и трудолюбивых людей. Компания занимается сопровождением и поставками материалов для промышленных тепличных комплексов на территории России и в некоторых зарубежных странах. Мы занимаемся дистрибуцией, с какими-то производителями имеем соглашение, общие торговые марки и действуем как одно лицо. С другими заключаем эксклюзивный контракт на распространение продукции на определённой территории.

Мы умеем продавать продукцию, поэтому нужны производителям. Разговариваем с покупателями на русском, английском, арабском, азербайджанском языках. Я только английским свободно владею, есть арабоговорящий сотрудник Ильяс, есть те, кто работал в Испании, Франции, ОАЭ. У нас нет иерархии, все имеют свои права.

За 4 года мы из маленького склада в Махачкале превратились в компанию, которая в первой тройке по объёмам продаж тепличной плёнки в России. У нас есть продукция, которая не имеет аналогов в СНГ, сотрудничаем с американскими научными центрами, есть продукция, которая решает многие проблемы тепличников, и в этом у нашей фирмы нет конкурентов здесь.




Если видим, что продукт станет лучше, если модернизировать, предлагаем производителям изменить его. Если смогут, то всё упаковываем и начинаем работать; есть команда, которая продвигает продукцию на рынок, занимается обзвонами, объездами клиентов. А у тепличников сарафанное радио хорошо работает, если хороший продукт кому-то продал, тебя быстро узнают. У нас 65 % клиентов пришли по сарафанному радио.

 

Главное — правильная цель


Я окончил ДГТУ, программист, до 2010 года работал в Дагестане. С 2010 до 2015 в Москве управлял проектами в крупных интеграторах. По системам виртуализации у меня был стремительный карьерный рост, я хорошо зарабатывал, меня всё устраивало. Но в определённый момент я решил всё бросить. У меня появились определённые цели, и они никак не пересекались с той жизнью.

Захотелось стать самостоятельным, раскрыть свой потенциал, посмотреть, чего я смогу добиться сам. Более того, у меня были планы учиться за границей — это требует больших финансовых возможностей. Я хотел поступить в университет, два года обучения в котором стоят 15 миллионов рублей — стандартная ставка топовых университетов в мире. И в то же время понимал, что даже на самой хорошей работе не смогу столько заработать. Необходимо осознавать, для чего тебе нужно обучение, если ради процесса учёбы как такового, то это не совсем интересно. Процентов на семьдесят это нетворкинг и окружение. Если вы учитесь где-нибудь в Гарварде, вы учитесь с детьми мэров или президентов крупных компаний, топ-менеджеров Apple и Google. Нетворкинг — это главное, что даёт тебе обучение в престижном вузе. Хотел учиться на финансы либо менеджмент. Сейчас я уже отточил то, что мне надо: собираюсь поступать на стратегический маркетинг.




Когда обучает лучший в мире профессор по управлению, его откровения в этом ремесле значительно обогащают багаж твоих знаний. Иногда говорит несколько слов, которые стоят миллионы, потому что, послушав его, ты принимаешь решение, которое не смог бы принять без него. В своё время я ходил на курсы, буду и дальше ходить. Бизнес-тренеры многое дали мне, но  не нужно превращать это в свою работу.

Сейчас наблюдается следующая тенденция: у людей появляется стремление слушать много бизнес-тренингов, прокачиваться. Но 20–30 % ты должен слушать, а 70–80 % работать. У некоторых даже появляется зависимость послушать хорошее, мотивационное, и они всё время ходят, слушают, слушают и забывают, что им нужно пахать. Бизнес-обучение вселяет мечту стать богатым человеком, и ты хочешь жить в этих мечтах. Когда возвращаешься в реальную жизнь, становится грустно. И вот приезжает новый бизнес-тренер, и опять хочется услышать приятное, и становишься зависим от этих эмоций.

5 лет назад я решил, что хочу быстрее зарабатывать деньги. Случайно занялся тепличной плёнкой и потом пошло-поехало. Мне стала интересна эта зелёная сфера — продукты, овощи, помогаешь нашим дагестанским тепличникам развивать всё это дело.




Появились дополнительные цели, добавилась цель для компании. То, чего мы сейчас добились, — результат моей неустанной учёбы днём и ночью. Торговать учился, это было очень тяжело. Ночами писал скрипты продаж, звонил, посылали, потом накопилась критическая масса знаний и выдала результат. Теория задаёт направление, куда идти, а потом практика добавляет навыки. Если выходишь на корпоративный сегмент, нужно уметь профессионально продавать. Потом начинаешь маркетингом заниматься, смотришь на другие компании, полируешь свои знания практикой.

 

Человек может стать кем хочет


Я уверен, что человек может стать кем хочет. Есть врождённые качества, но талантом всё не ограничивается. Бывает перерождение человека. Считаю, что человек, который усердно работает, опередит талантливого лентяя. Как сказал один писатель, если объединить талант и трудолюбие, о вас узнает весь мир.

Иметь материальные возможности вредно для начинающего предпринимателя. Научись решать проблемы и вопросы на миллион руб­лей, и тогда у тебя будет этот миллион. Не научишься, не будет. Те, кто случайно, например, выиграл деньги в лотерею, счастливыми от этого не становятся. Чтобы быть предпринимателем, не нужны деньги, достаточно что-нибудь загрузить в Авито и начать первые продажи, а дальше оно само сформируется, если ты проявишь необходимую волю.




Если хочешь зарабатывать 100 тысяч рублей, для этого не надо быть предпринимателем, достаточно быть хорошим специалистом: фотографом, дизайнером, программистом — ты будешь хорошо зарабатывать, обеспечивать семью. Если хочешь иметь ресурсы двигаться дальше, выйти за рамки наёмного работника, нужно производить какой-то ресурс. И тут создаётся история предпринимателя, история команды, которая производит ценность и даёт возможность зарабатывать большие деньги.

Торговая жилка не важна, я сам опыт продаж начал в 30 лет, никогда это дело не любил, но был вынужден и убедился, что получается. И начал развивать этот навык днями и ночами, вначале тяжело получалось.

 

Как стать международной?


Мы позиционируем себя как международная компания, ищем продукцию со всего мира и предлагаем её. Наши продукты на голову выше, чем у конкурентов, это помогает выигрывать тендеры за границей и конкурировать с лучшими мировыми фирмами. В арабских странах активно строятся теплицы, также в азиатских странах, в Узбекистане, в Испании. В России, в Дагестане рост есть, но незначительный.

Мы единственная компания, которая продаёт российскую тепличную плёнку за границей. Пытаемся найти эффективный продукт. Российская плёнка уже 2 раза была модифицирована, в том числе с нашими пожеланиями. Попросили сделать третий слой, ещё кое-что изменить. Потому что мы имеем постоянную связь с клиентом и понимаем, что им надо. Производитель немного далёк от актуальности, потому что не общается постоянно с клиентами. В итоге у нас оттачивается продукт.




Обычно заграничные марки доминируют даже на российском рынке. Мы сейчас очень плотно работаем с Азербайджаном. Это один из сложнейших регионов в мире для продажи продукции. В Европе гораздо проще продавать, чем в СНГ. У них бюджет не так ограничен, позволяет выбирать, экспериментировать. Наши же люди в силу своего менталитета, культуры более избирательны. Мы продавали в Мексику в этом году, летом на выставке в Дубае у нас будет свой большой стенд.

Я не считаю, что правительство должно поддерживать нас деньгами, предприниматель сам умеет зарабатывать. Государство должно правильно оказывать сервисную функцию. Мы хотим открыть компанию, вернуть НДС с экспортных сделок без лишней бюрократии. Но вот сейчас в пандемию правительство должно было заморозить некоторые налоги. Не отсрочить, не кредитовать, а просто не брать деньги, как в других странах сделали, дать немножко подышать бизнесу. Закончится пандемия, можно будет их вернуть. И мы страдаем от репутации страны — Россия не очень красиво смотрится на международном рынке, мало кто доверяет нашим производствам.

Но главная проблема российского бизнеса в низкой покупательской способности людей. Привезти товар все смогут, но надо кому-нибудь продавать этот товар. Нужно поднимать уровень жизни россиян, и они станут больше покупать, и обязательно появятся те, кто им предложит товары и услуги. А если люди бедные, на что им покупать? Поэтому мы и уходим на международный рынок, потому что наш очень ограничен.

 

Секрет успеха


Предприниматель — это образ жизни, не всем он подходит. Особый смысл предпринимательства — быть свободным, самостоятельно добиваться результатов, независимо ни от кого и ни от чего в соответствии со своими ценностями. Для меня бизнес не прямое средство заработка, а возможность достичь своих целей. Дальше появились другие хотелки, сейчас это международная компания с внутренней сетью — что-то будем производить. Есть планы по разработке программного обеспечения тепличных комплексов, хотим за границей учиться, развиваться.

Тепличный бизнес очень маржинальный. На собеседовании при подборе работника присматриваюсь, обладает ли он нужными качествами, навыками, что представляет собой как человек, гармонирует ли с нашей компанией. Если он профессионал, но ценности у нас разные, то не берём. Если человек не умеет работать в команде и портит атмосферу, мы не сможем сотрудничать.

Наши ценности. Во-первых, мы хотим работать только с лучшими продуктами и лучшими результатами, нас не устраивает среднее. И второе, мы стараемся никогда не обманывать клиентов, не скрывать информацию. Для нас важно, чтобы деньги были чистые, «халяльные». Когда деньги честно заработанные, ты спокоен, с компанией с меньшей долей вероятности будут происходить неприятные вещи. Мы верим в карму.

В данный момент в «Xorsa technologies» работает 10 человек. Ищем ребят с образованием, с деловыми качествами и навыками, воспитываем их. В России стандарт сильно занижен, не как везде в мире, где специалист обязан хорошо разбираться в компьютерах, работать с программами, знать хотя бы письменный английский и уметь проходить интервью на английском. Я думаю, у наших людей не отработаны амбиции, нет мотивации на первоначальном этапе. Все хотят разбогатеть, но не хотят понять: чтобы разбогатеть, ты должен какую-то ценность оказывать на эти деньги.




Мы просто работали, первые три года было очень тяжело, у нас были минусы, но мы трудились не покладая рук и в какой-то период пошёл рост. Несмотря на пандемию, прошедший год был для нас очень успешным. Мы реструктурировали компанию, увеличили число сотрудников. Тепличный рынок работал и в пандемию, потому что теплицу закрыть очень тяжело. Мы очень активно работаем с клиентами, часть менеджеров ездят по районам и смотрят, где строятся теплицы, спрашиваем у клиентов, кого они ещё знают. Так мы наработали базу, и она стала сама на себя работать как самостоятельный организм. Сейчас 70–75 % тепличной плёнки в Дагестан поставляет наша компания.

Работаем с Краснодарским краем, с Московской областью. Их фермеры от дагестанских немного отличаются масштабом и этикетом. Со всеми клиентами пытаемся общаться по их этикету.

Я в основном общаюсь с людьми амбициозными и мотивированными. Человек, который хочет добиться, не будет отличать дагестанца от американца, только язык разный.

Есть вещи, которые точно нельзя делать — тратить больше, чем заработал. Желательно вообще тратить не больше 30 %, остальное копить на своё расширение. И второе — работать и не сдаваться.

 

Сохранить ценности

У меня семья, двое детей. Считаю, что для счастливой жизни не нужно много денег, я видел немало очень богатых и несчастных людей. Наш бизнес не про деньги. Думаю, эта компания — определённый этап, может со временем стать одной из моих компаний. Но знаю, что она должна иметь влияние на международном рынке. Постоянно жить в другой стране я не хочу. Временно можно пожить где-нибудь в Западной Европе, потом вернуться домой.

В 60 лет вижу себя успешным предпринимателем с собственной компанией, чьей продукцией пользуются миллионы людей. Человеком, сделавшим много благого для людей, хорошо воспитавшим детей, привившим им правильные ценности. И, самое главное, сам остался с правильными ценностями.

 

Фото Руслана Алибекова

 

Популярные публикации

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Выходит с августа 2002 года. Периодичность - 6 раз в год.
Выходит с августа 2002 года.

Периодичность - 6 раз в год.

Учредитель:

Министерство печати и информации Республики Дагестан
367032, Республика Дагестан, г.Махачкала, пр.Насрутдинова, 1а

Адрес редакции:

367000, г. Махачкала, ул. Буйнакского, 4, 2-этаж.
Телефон: +7 (8722) 51-03-60
Главный редактор М.И. Алиев
Сообщество